ЛЕЧЕНИЕ КОРНЕВЫХ КАНАЛОВ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ: ЛЕЧЕНИЕ КОРНЕВЫХ КАНАЛОВ

Основной целью эндодонтического лечения является восстановление функции, характер- ной для здорового зуба. Оно проводится при остром и хроническом пульпите и всех формах периодонтита. Эндодонтическое лечение - это, по сути, лечение корневого канала в зоне расположения пульпы.

Оно состоит из:

• обеспечения доступа к каналу;
  • удаления содержимого из канала;
  • пломбирования канала материалом, способствующим герметизации.

Пульпа

Пульпа представляет собой мягкую ткань зуба, которая заполняет полость коронки и корневые каналы. Коронковая пульпа по своей форме повторяет рельеф коронки, а в области верхушечного отверстия каналов корня сообщается с апикальной областью.

Пульпа, заполняющая корневые каналы зуба, существенно отличается по своей структуре от корон- ковой пульпы. В ней большее количество и более плотное расположение коллагеновых волокон, которые собираются в пучки.

В обиходе пульпу называют "нервом", в действительности же она содержит не только нервы, но и артерии, вены, сосуды лимфы, и соединительную ткань.

Пульпа зуба имеет чрезвычайно обильное кровоснабжение. Через апикальное отверстие в пульпу проникает артерия (в сопровождении 1-2 вен), а также нервные волокна, которые вместе с кровеносными сосудами образуют сосудисто-нервный пучок.

Корневой канал

Внутри зуба имеется полость, которая подразделяется на полость коронки и канал корня зуба.

Поверхность полости, от которой начинаются корневые каналы, называется дном полости.

Канал корня начинается воронкообразным устьем на дне полости зуба, проходит вдоль продольной оси корня и заканчивается едва заметным отверстием на верхушке корня или вблизи нее.

Каналы могут расщепляться, создавая множество вариантов строения.

Пульпит - воспаление пульпы зуба

Воспалительный процесс в пульпе чаще возникает в ответ на раздражители, поступающие из кариозной полости. Различают начальный, острый, гнойный, хронический и хронический гиперпластический пульпиты.

При начальном пульпите реакцией пульпы на раздражение является гиперемия, при которой усиливается кровоток в небольших артериях пульпы. Увеличение количества крови внутри пульповой полости создает давление на нервные волокна, что вызывает небольшую боль. После устранения раздражителя болевые ощущения сохраняются 1- 1,5 мин.

Острый пульпит сопровождается болью. Если пульпа незначительно воспалена, то процесс может быть обратимым. При прекращении действия раздражителя боль проходит. Пульпа излечивается сама, если причина раздражения устранена.

Если пульпа не может сама восстановиться, а раздражения продолжаются, то наступают необратимые процессы. При этом возникает боль, острая или тупая, пульсирующая или постоянная, локализованная или диффузная.

Гнойный пульпит - тяжелая форма острого пульпита, характеризующаяся резкой, нестерпимой болью, усиливающейся ночью. Во время осмотра выявляют зуб с глубокой кариозной полостью и болезненным при зондировании дном.

Хронический пульпит характеризуется приступами при действии раздражителей, устранение которых приводит к постепенному прекращению боли. Периодическая тупая боль может протекать длительное время. При обследовании выявляют глубокую кариозную полость, отмечается болезненность и кровоточивость пульпы.

Хронический гиперпластический пульпит является необратимой формой пульпита, которая чаще встречается у детей и молодых людей с тяжело протекающим кариесом. Это хроническое воспаление пульпы представлено гиперплазированной тканью пульпы, называемой полипом пульпы.

Некроз пульпы относится к необратимым формам пульпита, характеризующегося полной гибелью пульпы. Он возникает в результате длительной бактериальной инвазии или является следствием острого гнойного пульпита.

Основные этапы эндодонтического лечения

Во время лечения корневого канала необходимо последовательное выполнение процедур.
После процедуры обезболивания, врач-стоматолог изолирует зуб от слюны путем наложения вокруг зуба тонкого листа резины, которая в стоматологии называется коффердамом. Этот тонкий лист резины удерживается во рту небольшим зажимом, прикреп- ленным к зубу. Такая полная изоляция зуба от слюны необходима для того, чтобы недопустить попадания бактерий из слюны в корневой канал во время проведения самой важной процедуры - очистки канала.
Доступ к каналу обеспечивается правильным препарированием кариозной полости, удалением крыши пульповой камеры, созданием свободного доступа в каналы для эндодонтических инструментов.

Очистка корневых каналов включает в себя механическую и химическую дезинфекцию. На этапе очистки корневых каналов важным является удаление бактерий, пульпарной ткани, которая может быть некратизирована и инфицирована

Обработка файлами производится по всей длине корневого канала до самой верхушки корня, но не за ее пределами.

Поэтому необходимо определить длину корневого канала. Для этого, стоматолог сначала вставляет в каналы файлы и делает рентгеновский снимок, по которому и определя- ется длина корневых каналов.

Химическую дезинфекцию стоматолог осущест- вляет орошением каналов специальными одноразовыми иглами.

После тщательной очистки корневых каналов, врач-стоматолог приступает к пломбированию каналов.

Файлы для обработки
корневых каналов

Определение длины
корневых каналов

Пломбирование канала - завершающий этап лечения. Успех пломбирования корневых каналов в значи- тельной степени определяется качеством выполнения предыдущих эндодонтических манипуляций.

Основным требованием этого этапа является надеж- ность герметизации корневых каналов. Перед пломби- рованием каналы высушиваются бумажными штифтами.

Для заполнения корневых каналов используют гуттаперчу и пасты. Гуттаперча - резиновый материал, который производится в виде конусов. Размер и форма гуттаперчи соответствуют форме и размеру файлов, при помощи которых вычищают корневые каналы. Конусы из гуттаперчи покрываются пастой и вводятся в корневые каналы зуба. Для получения хорошей герметизации, в корневые каналы вводятся несколько конусов.

Гуттаперчивый штифт и специальная паста

Пломбирование корневых каналов мы проводим гуттаперчевыми штифтами методом латеральной конденсации, опираясь на клинический опыт и мнение большинства стоматологов, что этот метод является одним из наиболее эффективных методов лечения пульпита и периодонтита. И причин тому несколько:
Во-первых, гуттаперча довольно легко заполняет канал, а при необходимости повторного лечения зуба или изготовления штифтовой конструкции ее можно удалить из канала.

Во-вторых, благодаря индифферентности к тканям зуба и периапикальной области, гуттаперча не раздражает их и не вызывает аллергических реакций.
В-третьих, будучи устойчивой к действию тканевой жидкости, гуттаперча не разрушается и не рассасывается в корневом канале.
В-четвертых, с помощью гуттаперчевых штифтов корневые каналы можно заполнить до заданного уровня. Кроме того, такие штифты рентгеноконтрастны, что значительно упрощает контроль качества пломбирования.

После пломбирования корневых каналов, стоматолог ставит временную пломбу. Канал должен быть запломбирован до верхушки без пустот и дефектов.

После всего этого назначается следующий визит, во время которого стоматолог ставит постоянную пломбу.

Восстановление зубов после эндодонтической терапии

После окончания лечения корневых каналов, врач-стоматолог решает вопрос восстановления зуба. Восстановление зубов после эндодонтической терапии осуществляется несколькими путями: пломбирование композитными материалами (подходящие под цвет зуба), пломбирование композитными материалами с помощью штифтов, использование коронок.

Дело в том, что во многих случаях в процессе эндодонтической терапии зуб лишается довольно значительных объемов зубных тканей. Это происходит за счет большой старой пломбы, из-за обширного кариеса или поломки части коронки и т.д. Зубы в таком состоянии становятся непрочными, и стоматологу предстоит решить вопрос адекватного восстановления зубов.

Вопрос восстановления тех зубов, которые в значительном объеме лишились твердых тканей, решается с помощью корневых штифтов.

Корневые штифты

Корневые штифты (в стоматологии известные под названием анкерные штифты)- это стержни, обычно изготовленные из металла, которые устанавливаются и закрепляются в корне зуба.

Для установки штифта врач-стоматолог удаляет немного гуттаперчи (которым был заполнен корневой канал) для получения места помещения штифта. Затем штифт фиксируется цементом в корневом канале, после чего на его верхней части накладывается пломбировочный материал для восстановления анатомической формы зуба. Таким образом, использование штифтов укрепляет зуб, лишенный большого объема твердых тканей. Иногда бывают такие ситуации, при которых штифтом и пломбировочным материалом невозможно достичь адекватной прочности. В таких случаях, для достижения хорошей прочности на зуб надеваются искусственные коронки.